Трусики, бусики - и красавица…

Весна. Одеваются деревья, раздеваются женщины. И раздеться непременно хочется как-то иначе, чем в прошлом сезоне. Немудрено, что разнопестрые витрины манят и приковывают взор. Ведь шопинг – это не только известное средство от депрессии и плохого настроения, но и необходимость, когда после долгой зимы вдруг оказывается, что любимая вещь стала тесна, велика или просто поднадоела. Другое дело, что желания не всегда договариваются с возможностями…

- С такой зарплатой, как в Украине - нужно жить в Африке: трусики, бусики - и красавица! - подлила масла в огонь приятельница. Получив зарплату, она решила обновить гардероб. Вот только цены приглянувшихся вещей обещали пробить серьезную брешь в семейном бюджете. Покупку пришлось отложить, настроение оказалось безнадежно испорченным. Я же, в свою очередь, задумалась о том, как эту проблему решают поляки. Признаться, как и многие наши соотечественницы, раньше я несколько снисходительно воспринимала манеру иностранок  облачаться в наряды комфортные, но невзрачные. Местные дамы – не исключение. Наблюдая за их стилем, не заметишь пристрастия к изыскам и экстравагантности. Они предпочитают удобную, неброскую, но неизменно качественную одежду. А также, в большинстве своем, проявляют  равнодушие ко столь любимым мной каблукам, отдавая приоритет обуви на «низком ходу». Но достаточно было оказаться здесь, чтобы понять, что в модельных «шпильках» по брусчатке много не набегаешь, а она практически везде.

«Я НАДЕНУ ВСЕ ЛУЧШЕЕ СРАЗУ…»

Из личных наблюдений. Я, например, долго не могла понять, как одетые в одни и те же вещи  женщины могут так по-разному выглядеть. Все оказалось достаточно просто. Если не вдаваться в споры о вкусах по причине их относительности, то в манере одеваться (неважно во что) у «наших» непременно присутствует тщательность, у европеек – небрежность. Если для нас еще имеет значение, идет ли блузочка к цвету глаз, и гармонируют ли туфли с сумочкой, то для европеек это давно изжившие себя условности. Сумка должна быть вместительной, туфли – удобными. Они не страдают пристрастием и ко всякого рода стразам, люрексу, гипюру и прочим атрибутам «нарядности», присущим у нас даже спортивным костюмам. И дам, средь бела дня облаченных в вечерние платья, здесь тоже не встретишь. Вроде бы мелочи, но это те самые различия, по которым за границей нас безошибочно «вычисляют» в толпе.

Здесь все проще, скромнее и адекватнее. Но не без своих «фишек». Для меня, например, стало откровением, что польки не носят натуральный мех. Точнее, изделия из него. Если такие «экземпляры» и встречаются, то очень редко и в возрастной категории «50+». Но почти никогда – среди молодых девушек. Зимой практически все носят пальто, куртки, пуховики. Зато в магазинах полно изделий из искусственного меха, которые местные модницы берут весьма охотно. Причина? Мои знакомые поляки считают, что натуральный мех – это дорого и не модно, и еще его не стоит носить хотя бы потому, чтобы «пожалеть бедных зверушек». Они с упоением рассказывают страшилки о том, как даму в мехах могут подкараулить коварные гринписовцы и облить краской. Какова доля правды в этих баснях – мне судить трудно. Знаю другое, что в регионе моего проживания ручной работы «кожухи», а по-нашему дубленки – не только доходный бизнес 70% сельских жителей, но и продукция, которая благодаря своему качеству и эксклюзивности пользуется большим спросом в Польше и за ее пределами. Честно говоря, облитых краской любителей натуральной кожи я тоже пока не встречала.

Молодежный уличный стиль, как, впрочем, и у нас, нередко отличается безвкусицей, по причине которой его условно можно разделить на две категории: «я надену все лучшее сразу» и «нацепила из того, что было». Исключением из правил - как образец вкуса и элегантности - являются «старшие пани», представительницы уходящего поколения. А вот категория «Стильно. Модно. Дорого» встречается реже, хотя как раз для этого есть все условия. Выглядеть «на все сто» в Польше нетрудно и главное – доступно по финансам. Для тех, конечно, кто к этому стремится. Благодаря бесконечным акциям и скидкам покупка одежды не превращается в событие, а происходит «между прочим» – при необходимости, при желании или просто что-то приглянулось. Другой вопрос, что по-настоящему стильно одетых женщин я встречала не так много. Мужчины, на мой взгляд, выглядят импозантнее, но выбирая между красотой и комфортом, те и другие без раздумий отдадут предпочтение последнему. В пику убежденности модных экспертов, что костюмы и другая стильная одежда вообще не должна быть удобной.

Где предпочитают одеваться польки, и как отражается желание обновить гардероб на семейном бюджете? Этот вопрос давно будоражил мое любопытство, если учесть, что увиденное на местных жительницах разительно отличалось от того, что продавалось в магазинах. И даже несмотря на то, что цены мировых брендов априори не могут быть низкими - в «не сезон» они становятся поистине демократичными. Потому что поляки – народ экономный, питающий особую слабость к скидкам. А если учесть, что распродажи проходят с завидной регулярностью, то купить модную фирменную вещь можно чуть позже, но уже со скидкой до 95 процентов от первоначальной стоимости. Хотя, если говорить о ценах, здесь тоже все относительно.  Например, в Литве цены на одежду примерно на 10-15% выше, чем в Польше. А в Германии - на 15-20% выше, чем в Литве.

 ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ

Торговые центры - моя слабость. Там, как в Греции, есть все. И все - в одном месте. Традиционно крупные торговые центры расположены за чертой города, куда можно без труда добраться собственным или общественным транспортом, либо автобусом самого мегамаркета. Но излюбленное место шопинга все же находится в центре города. Галерея Краковска - самый большой и престижный торговый центр, который одинаково страстно любят как местные, так и туристы. Шутка ли – 270 магазинов на 5 тысячах кв метрах площади. Чем не рай для шопоголиков? Там, кроме качественного товара, импонирует еще одна отличительная черта польских магазинов – ненавязчивый сервис. Среди покупателей,  слоняющихся по этажам галереи, добрая половина -  туристы с сумками и чемоданами. Сей феномен обусловлен непосредственной близостью железнодорожного вокзала. А чем еще, как не шопингом, можно незаметно убить время в ожидании поезда? Помню, как зашла туда впервые. И пропала. С тех пор это место влечет и манит как магнит. Именно там мне всякий раз приходится собирать в кулак жалкие остатки силы воли, чтобы не пуститься «во все тяжкие»…

ВИВАТ, РАБАТ!

Рабат, а по-нашему скидки – мечта любого шопоголика. Если при входе в магазин радуют глаз оазисы «красных ценников» – можете себя поздравить, вы угодили в самый разгар распродаж и есть все шансы прикупить приглянувшуюся вещицу, которая еще недавно соблазняла фасоном и качеством, но отпугивала своей ценой.
Распродажи начинаются с середины сезона, и к его концу скидки достигают 70-90 % от первоначальной стоимости. Огромные территории магазинов H&M, Bershka, Timbarland, Zara, Mango, Benetton, Esprit, Hilfiger Denim, Lacoste, Levi's®, Marc O'Polo, Massimo Dutti, Max Mara, Stradivarius, Terranova, Top Secret и других влекут обновленными ценами, перед которыми невозможно устоять. Оптимизма заметно добавляет солидная, указанная здесь же «старая»  цена. К примеру, легкая ветровка, которая еще вчера стоила 229 злотых, сегодня станет вашей всего за 29 злотых. Учитывая, что речь идет о вещах брендовых, гарантированно хорошего качества, то я очень хочу посмотреть на того, кто устоит перед таким соблазном…

Нередко уже на кассе можно узнать, что цена приглянувшейся вещи намного ниже (порой в разы) от заявленной в ценнике. Выясняется, что помимо скидок действует еще и какая-то очередная акция. Куда ни глянь – сплошная экономия. Поэтому удобный и стильный «прикид» известных марок по карману даже студентам. Эти бренды нередко встречаются и у нас. Но если они не пошиты где-нибудь в подвале на Малой Арнаутской, то цена «оригинала» в Украине почему-то в разы превышает его стоимость в Европе...

  

НЕ ПРЯЧЬТЕ ВАШИ ДЕНЕЖКИ…

В один из таких дней оказалась там как раз в то время, когда отделы пестрели заманчивыми вывесками о заоблачных скидках. В  запасе – пара часов, в кармане - 100 злотых (260 грн). Казалось бы, маловато для серьезного обновления гардероба, но вполне достаточно для забавного эксперимента. Недолго думая, направилась по знакомому маршруту. В магазинах для детей обувь, колготки и белье – со скидкой 80%, то есть почти даром. В спортивных – в распродаже термобелье, термоноски, просто незаменимые зимой на прогулках и лыжах. Все стоит по 16 - 26 злотых, что в  три-четыре раза ниже от их первоначальной стоимости.

В других магазинах ценники также бодрят с порога - «все по 5… 10… 20… 30… 60». Секторы с красными бумажками глаз выхватывает еще на входе. Именно здесь находятся вещи с хорошей, а иногда просто потрясающей скидкой. Среди них - то, что еще пару месяцев назад привлекало всем, кроме цены. Сейчас же понравившуюся вещицу можно приобрести практически за бесценок. Так, симпатичное платье, которое недавно «кусалось» стоимостью  189 злотых, с наступлением холодов перекочевало в красный сектор и по цене 20 злотых стало выглядеть еще лучше. Не взять его было бы просто грешно. Для сравнения - это стоимость килограмма хорошей свиной вырезки. Но ведь «не хлебом единым», как говорится… Такая ценовая политика быстро учит терпению. И, присматриваясь к новой коллекции в сезон, есть почти стопроцентная вероятность, что через пару месяцев желанную обновку можно купить в 5 – 10 раз дешевле. Ведь главный критерий, как мне кажется - «чтобы костюмчик сидел» плюс приятное  сочетание комфорта, элегантности и цены, а не сезонный модный «писк». Поэтому, если скажу, что возможность стать обладательницей пары фирменных вещей по смешным ценам меня не радует – все равно никто не поверит. Благодаря такому подходу ассортимент товаров в магазинах  не «зависает» и  не «залеживается» на месяцы, а регулярно обновляется.

ДЕШЕВЛЕ ТОЛЬКО ДАРОМ

…На входе под вывеской излюбленного бренда улыбчивый холеный юноша настойчиво сует мне разноцветный флаер. Сунув глянцевую бумажку подмышку, тут же о ней забываю, устремляясь в разноцветные ряды. В рамках своего эксперимента выбираю брючный костюм и кардиган с заявленной скидкой и, прикидывая в уме их окончательную стоимость, подхожу к кассе. Милая девушка, широко  улыбаясь, озадачивает вопросом:

- Пани имеет нашу скидку?

- К сожалению, нет, – мотаю головой и улыбаюсь в ответ.

Кассир, продолжая улыбаться, деликатно кивает на торчащий у меня из под руки флаер: «А то у пани не наш флаер?» Я удивленно достаю бумажку, про которую успела забыть. К огромному моему удовлетворению вдруг выясняется, что красочный флаер дает на выбранные вещи дополнительную скидку!

Стоя у кассы в ожидании расчета, обращаю внимание на табличку «Уважаемые покупатели. Напоминаем, что у вас есть право вернуть товар в течение 14 дней без объяснения причин при наличии товарного чека». То есть, если сегодня вам понравилась вот эта красная кофточка, а наутро завтрашнего дня вы сочли ее вульгарной, то спокойно можете нести вещь обратно в магазин. Если, конечно, накануне ночью вы не зажигали в ней в ночном клубе. А главное, вас не обяжут обменять ее на другую, и не будут лихорадочно выдумывать тысячу причин для отказа. Просто примут, улыбнутся и… непременно пригласят прийти еще.

А кассир, тем временем сообщает, что мне, путем каких-то хитрых вычислений, полагается еще и «бонус» в виде выбора любого товара на сумму 19 злотых. Им становится свитерок «гольф», который еще недавно стоил 99 злотых. В итоге, окрыленная удачей, покидаю магазин с тремя обновками, уплатив за все 30 злотых, вместо 366 злотых полной цены. На обратном пути заскочила в обувной ССС, где коллекцию обновок пополнили мокасины со скидкой 70%. Таким образом, эксперимент превзошел ожидания – на 100 исходных злотых имеем в гардеробе четыре обновки, пару обуви и 31 злотый сдачи, которые «жестом невиданной щедрости» напоследок инвестирую в новенькие джинсы для мужа.


Восстанавливая справедливость, надо отметить, что мужской пол ни разу не обделен вниманием со стороны известных производителей – на мужчин распространяются не только модные тенденции, а также распродажи и скидки. Но, даже привлекательные цены не вызывают в их отделах ажиотажа, подобного тому, который возникает в женских. Возможно, дело в другом подходе к покупке вещей – «пришел – увидел – купил». Ни тебе долгих примерок, ни сомнений и душевных метаний, ни потребности в чьем либо одобрении.

Особенно радуют скидки при покупке дорогой добротной обуви и качественной верхней одежды. Так, мужские фирменные джинсы, стоившие еще недавно 229 злотых, – сегодня достались всего за 29. Разница – почти в 8 раз. Но и это не предел. Если остатки коллекций не «уходят» на распродаже, их с распростертыми объятьями ждут… секонд-хенды. Именно таким образом там нередко появляются изделия производителей «New Yorker», «Mexx», «Zarа», «Douglas», «Benetton», «Top Secret» и других. Только в «секонде» стоимость вещи будет еще более символическая. Хотя и в обычное время цены в магазинах чаще всего приемлемые.

СЕКОНД-ХЕНД, или МОНОПОЛИЯ «ТАНИ»

Помню, первое, что бросилось в глаза по приезде в Польшу – это магазины «Tania odzież». Они были везде. Прозрение насчет этой загадочной Тани, которая смогла своим брендом охватить всю страну, наступило при погружении в польский язык. «Tania» в переводе с польского означает «дешевая». Магазины «Оdzież używana»  больше знакомые нам как секонд-хенды,  – встречаются на каждом углу. Причиной бума секонд-хендов стал кризис в стране. На данный момент в Польше их насчитывается более 25 тысяч. И сегодня odzież używana - прибыльный бизнес, пользующийся у поляков, в том числе вполне обеспеченных, популярностью не меньшей, чем торговые центры…

 …Заграница меняет мировоззрение и разрушает стереотипы по отношению ко многим вещам, и  секонд-хенд - не исключение. Хорошо помню свое чувство неловкости и недоумение окружающих, когда однажды в узком кругу позволила себе озвучить свое отношение к «секондам». Как оказалось, многие поляки очень лояльно относятся к магазинам «вторых рук» и даже являются постоянными их покупателями. Но, признаюсь, мне непросто было понять, почему там одеваются и люди с достатком выше украинского. На самом деле все оказалось проще и банальней. Во-первых, экономные поляки не считают нужным тратить большие деньги на одежду и делают все, чтобы расходность этой статьи не превышала символическую. Во-вторых, вещи в польских, да и других «секондах» Европы часто продают новыми – по весьма привлекательной цене. К тому же, для  местных не секрет, откуда там берутся эти товары и в чем их неоспоримое преимущество. В этом, пожалуй, и есть основное отличие местных секондов от наших, а также причина соответствующего к ним отношения. На которое, как мне кажется, мы имеем право. Многим, наверное,  знакомо чувство брезгливости при виде вещей, неопрятной массой тряпья вываленных на раскладушках местных рынков. Рассчитывать на то, что в куче непрезентабельной ветоши попадется эксклюзив – не приходится, а вот цена ее порой оказывается выше, чем вещь могла стоить новой. Вот уж где бы производители удивились.

Понятно, что торговые центры и секонд-хенды сравнивать не приходится – это разные по статусу, цене и выбору магазины. Но трудно отрицать и очевидные преимущества магазинов «вторых рук». Это высокое качество при низкой цене, большой выбор, благодаря чему нередко встречается эксклюзив, которого больше нигде не найдешь. Для модников, предпочитающих одеваться стильно и оригинально – это уникальная возможность каждый день выглядеть по-разному, не вкладывая в одежду кучу денег. А вот для многих других – многодетных семей, пенсионеров и студентов - это место, где желания совпадают с возможностями. В фирменных магазинах детские вещи безусловно хороши, современны и нисколько не уступают взрослым в следовании модным тенденциям. Но их трудно назвать дешевыми, и этот фактор часто оказывается решающим. Крошечные кроссовки на полуторагодововалого человека стоят почти столько же, сколько аналогичная обувь на его отца. То же сравнение уместно, говоря о платьях на двухлетнюю кроху и ее маму. Так что при скромном заработке и куче детей, когда денег едва хватает на оплату питания и коммуналки, родители вряд ли будут озабочены тем, гармонируют ли ботиночки их чад с костюмчиком. Для них секонд-хенд – возможность одеть всю семью. Малыши растут быстро и сносить все просто не успевают, поэтому выбор детских вещей здесь огромен – хорошего качества и почти за бесценок.

ОТКУДА ВЕЩИЧКИ?

Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто услышать. И при случае я решила лично исследовать содержимое польских «Тань». Небольшой магазинчик, расположенный на одной из улиц в центре Кракова, встретил широким ассортиментом и… специфическим запахом. Помимо этого, изнутри он мало чем отличался от обычных. Вещи рассортированы на мужские, женские, детские и аккуратно вывешены на плечиках в соответствующих отделах и выглядят ухоженно. Беглым взглядом выхватываю среди них новые, с бирками. Первые попавшиеся под руку экземпляры: мужской пиджак Marks&Spencer, невесомая блузочка H&M, брючки Next.  Внешне одежда без каких либо видимых изъянов. Интересуюсь ценой и впадаю в культурный шок. Пиджак – 10 злотых (26 грн), блузка – 5 злотых, брюки – 8. Как очутились здесь приличные на вид вещи?

- Новые вещи попадают сюда в конце сезона, это остатки коллекций, которые остались после распродаж. Например, модель или коллекция морально устарела, не модный цвет, возникли дефекты при примерке, - подтверждает мою теорию владелица магазина, представившаяся как пани Магда. - У нас можно найти и товары, которые сняли с продажи в европейских магазинах. Часто потому, что залежались или вышли из моды. Ведь она меняется каждый сезон.

В Европе, по ее словам, вещь, которая не подошла по размеру, по цвету или просто разонравилась после покупки, отдают в секонд-хенд. Часто новую, с ярлыком. «Европейцы предпочитают избавляться от ненужного хлама», - говорит она. И таких экземпляров в секонд-хендах, на самом деле, великое множество. Но даже бывшие в употреблении вещи, как правило, отдают в очень хорошем состоянии. «У нас принято каждый сезон покупать новую одежду, и старую просто не успевают сносить», - любезно поясняет моя собеседница. В числе постоянных клиентов ее магазина – люди весьма обеспеченные, которые могут многое себе позволить, и уж тем более одежду. Но и они не считают нужным на нее тратить больше, чем это возможно. И все, казалось бы, вполне пристойно и даже привлекательно, если бы не… запах. Специфический, навязчивый и ни на что не похожий.

 - Да, запах есть, но это не от того, что вещи старые, просто одежда проходит дезинфекцию параформалином, - поясняет хозяйка магазина. Этот запах, по ее словам, исчезает после первой стирки, поскольку «вонючее» вещество полностью смывается. Но стирать вещи она все же рекомендует, дабы избежать у аллергиков нежелательной реакции. Свой магазин она открыла пять лет назад и говорит, что в последнее время покупателей стало заметно больше. «А зачем тратить на то, что можно найти и у нас? Ведь не секрет, что так называемые новые вещи в дорогих магазинах по  качеству часто уступают нашему «подержанному» ассортименту. В секонд-хенде вполне реально одеться модно, качественно, стильно и главное недорого» - говорит пани Магда.

Доводы собеседницы показались достаточно увесистыми, да и как по мне, уж лучше качественный экземпляр из остатков коллекции, чем образец ширпотреба «made in China». Покупать ли вещи в секонде - каждый решает сам и советчиков тут быть не может. Итогом же моего более близкого знакомства с местной «Таней» стал трофей в виде «маринарки» Kappahi – чудного льняного жакетика с биркой и этикеткой, который обошелся мне по цене булки хлеба – всего за 3 злотых (7.80 грн). Но что касается собственных предпочтений, то они не изменились - мне по-прежнему больше по душе торговые центры.

ОUTLETS.    ALLEGRO.

Аутлеты (outlets), – еще одна возможность одеть всю семью модно, удобно, недорого. Скидки здесь круглый год, от 10 до 70%. Разница в цене по сравнению с обычными торговыми центрами и бутиками – в несколько раз. Здесь известные производители реализуют свою продукцию напрямую. Кроме того, у поляков очень распространены покупки через интернет. Наиболее популярный ресурс - интернет-аукцион Allegro. Там приобретается все – от коньков, лыж, велосипедов и другого спортинвентаря до дачных принадлежностей в виде гамаков и шезлонгов. Уже не говоря о необъятном выборе одежды, обуви и всего, чего душа пожелает. Доставка по стране осуществляется в течение двух дней. Порядочность и репутация продавцов и покупателей регулируется комментариями в профайле. Те и другие хорошо знают, что заслужить ее сложно, а потерять – проще простого. Оценивается услуга по таким критериям, как упаковка, контакт с продавцом, соответствие товара заявленному описанию, сроки пересылки. По всем этим пунктам каждый вправе оставить там свое мнение. Высшая похвала -  «Покупка прошла удачно. Рекомендую».  Поэтому опасаться «кидалова» нет оснований. Предварительный просмотр отзывов накануне покупки поможет избежать лишних и ненужных проблем.

  Поляки ценят высокое качество, любят вкусную еду и низкие цены. Учитывая и с успехом используя эту национальную черту, крупные фирмы и производители балуют людей регулярными распродажами.  Зачем платить больше, если в этом нет необходимости? Ведь несмотря на то, что встречают по одежке – провожают все же по уму. Поэтому не так уж важно, во что одет человек, куда важней, каков он сам. А сэкономленные на нарядах деньги всегда можно потратить на что-то другое, куда более интересное…









Если Вы увидели какую-либо неточность в материале - свяжитесь с нами!
Эту и другие темы можно обсудить на форуме

 (голосов: 0)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

#1 написал: Выгода (8 мая 2013 12:07)
Ну я в шоке. Не, ну я знал шо туда не зря по шмотки ездят. Но чтобы так.........
И нафига спрашивается кормить наших спекулянтов, если можно скооперироваться и махнуть в Польшу? Вот и считайте где экономия. Ну почему млятттть одни хотят и могут, а другие - разденут, разуют и по миру пустят???????

#2 написал: Антон (Сегодня, 09:37)
Чистая правда. Я там был, все так и есть. И это не только в Польше.

Добавление комментария
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код: